Вторжение китайского автомобиля – первый шаг к реализации глобальных амбиций китайских автопроизводителей

16.05.2018
Вторжение китайского автомобиля – первый шаг к реализации глобальных амбиций китайских автопроизводителей

В яркий весенний день в Амстердаме бренд Lynk & Co. продемонстрировал свой новый гибридный внедорожник Lynk & Co 02.

Это событие стало знаковым для китайского автопрома в целом, поскольку был продемонстрирован первый брендовый китайский автомобиль, который будет производиться в Европе специально для продаж на европейском рынке, а также с прицелом на, что очень скоро он появится и в автосалонах США.

Это - генеральный план миллиардера Ли Шуфу, который начинал с создания Geely Group в качестве производителя холодильников, а сейчас является  владельцем Volvo Cars, британского спортивного автопроизводителя Lotus, London Black Cabs и самой большой доли в Daimler AG – родоначальнике автомобилестроения.

Ли возглавляет стремление Китая влиться в тройку крупнейших автомобильных индустрий - США, Германии и Японии, и превратить ее в  Большую четверку.

В своем интервью Bloomberg News он сказал: «Я хочу, чтобы весь мир услышал какофонию, порожденную Geely и другими автомобилями, изготовленными в Китае. Мечта Geely - стать компанией глобального масштаба. Чтобы сделать это, мы должны выбраться за пределы нашей страны ».

Он не одинок: не менее четырех китайских автопроизводителей и трех китайских стартапов - SF Motors Inc., NIO и Byton-plan имеют целью начать в следующем году продажи автомобилей в США.

В то же время, Warren Buffett, поддерживаемый BYD Co., строит электрические автобусы в Калифорнии; Baidu Inc. сотрудничает с Microsoft Corp., TomTom NV и Nvidia Corp. в реализации программ «беспилотного вождения автомобилей»; а находящаяся в Пекине компания TuSimple Inc. тестирует автономные двигатели большой мощности в штате Аризона.

«Сейчас они находятся в лучшем положении, чем когда-либо», - сказала Анна-Мари Байсден, руководитель отдела исследований автомобилей в Лондоне с BMI Research, о китайских автопроизводителях. «У них было так много времени, чтобы работать с международными производителями, и они стали намного более зрелыми».

Мы видели этот «фильм из Китая» раньше - в индустрии смартфонов. Нация использовала переход технологий с базовых флип-телефонов на карманные компьютеры, преследуя доминировавших в то время производителей из Финляндии, Швеции, США, Японии и Германии.

В прошлом году три из пяти ведущих производителей смартфонов в мире были китайскими, сообщает Gartner Inc.

Тем не менее, китайскому автомобилю может потребоваться больше времени, чтобы стать хитом. Как китайские автопроизводители убедят Midwesterners отказаться от своих пикапов Ford F-150 или жителей Токио -  переключиться с Тойот на китайские автомобили?

Китайские автомобили, вероятно, будут конкурировать более непосредственно с японскими и корейскими моделями, сказал Боб Лутц, отставной вице-председатель GM. Н отметил: «Если они начнут приходить, они не будут более совершенными, чем корейские и японские автомобили. Они, вероятно, возьмут долю от других азиатских брендов, потому что транспортные средства будут носить более азиатский характер. Они не собираются получать большую долю на рынке ».

А еще есть президент Дональд Трамп. Торговое напряжение между США и Китаем кипит, при этом Трамп угрожает эскалацией.

Но это не означает, что дорога непроходима. Несколько десятилетий назад южнокорейская Hyundai Motor Group потерпела фиаско из-за ненадежных двигателей и чувствительных к ржавчине панелей кузова. По мнению Bloomberg Intelligence, теперь это один из пяти крупнейших производителей в мире, продавший в прошлом году в США около 1,25 миллиона автомобилей.

«Конкуренты, выходящие из Китая, должны восприниматься всерьез», - сказал Маттиас Мюллер, бывший главный исполнительный директор Volkswagen, крупнейшего в Европе автопроизводителя. «Я впервые посетил Китай в 1989 году, и развитие, которое произошло там с тех пор, просто впечатляет».

Ползучее глобальное влияние промышленности Китая не ограничивается поставками своих автомобилей на американские и европейские дороги.

Не менее важно, что китайцы всяческими путями «приобщаются» к иностранным маркам, скупая поставщиков комплектующих, создавая батареи для электромобилей и поставляя металлы, которые дают жизнь этим батареям.

Автопроизводители, такие как Geely, Chery Automobile Co. и BYD, десять лет назад начали говорить о проникновении на автомобильный рынок США посредством множества недорогих легковых автомобилей. Эти усилия зашли в тупик, поэтому индустрия создала глобальное присутствие посредством приобретений иностранных компаний.

Согласно данным, собранным Bloomberg, китайские компании израсходовали за последние пять лет не менее $ 31 млрд, покупая доли в зарубежных автопроизводителях и производителях деталей.

Самым плодовитым покупателем является Ли Шуфу, который потратил почти 13 миллиардов долларов на доли в Daimler и в производителе грузовиков Volvo.

Tencent Holdings Ltd., крупнейшая интернет-компания в Азии, заплатила около 1,8 млрд долларов за 5% акций Tesla.

Поскольку программное обеспечение и электроника становятся столь же важными для автомобиля, как и двигатель, Китай демонстрирует, что он не отстает и на этом рынке. Baidu, владелец крупнейшей поисковой системы страны, объявил о том, что Фонд Apollo в течение следующих трех лет инвестирует почти 1,5 миллиарда долларов в 100 автономных проектов.

Стремление правительства развернуть 30 миллионов автономных транспортных средств в течение десятилетия - это индустрия чистых чипов, причем стартапы, такие как Horizon Robotics Inc., начинают создавать мозги для их колес.

Следующий этап - за Contemporary Amperex Technology Ltd., производителем электромобилей, который планирует построить завод стоимостью 1,3 миллиарда долларов с достаточной мощностью, чтобы превзойти выпуск Tesla и поставщиков мини электромобилей GM, Nissan и Audi.

Компания Ningde планирует только в этом привлечь 13,1 млрд. юаней,  продав 10-процентную долю при стоимости около 20 миллиардов долларов. Основная часть новых средств будет израсходована на строительство завода, который сделает CATL крупнейшим в мире производителем литий-ионных батарей.

Китайское правительство рассматривает EV как лучший шанс захватить глобальное лидерство в новой технологии.

Китай - уже самый большой в мире рынок автомобилей, а в 2015 году он обогнал США и по количеству продаж EV. На Пекинском автосалоне было представлено 174 модели EV, из которых 124 разработаны в Китае.

Ху Синьду, профессор экономики Пекинского технологического института, считает, что «Западные компании доминировали почти столетие, потому что они усовершенствовали двигатель внутреннего сгорания. Электромотор способен стереть этот недостаток, NEVs могут помочь Китаю стать мировым лидером в автомобильной промышленности. Китай и весь остальной мир теперь могут начать с одной и той же стартовой линии».