Тернии на пути Китая к автомобильному рынку США (часть первая)

18.08.2018
Тернии на пути Китая к автомобильному рынку США (часть первая)

Первой этот путь прошла Германия с Volkswagen Beetle. Это был 1949 год.  Поначалу продажи росли медленно, но Жук покорил сердца американских покупателей, и все наладилось.

В 1970-х годах Япония завоевала симпатии американцев массовыми поставками своих автомобилей.

Вслед за японцами  Америку наводнили корейские Hyundais и Kia.

И вот очередь дошла до китайских автомобилей.

Крупный, контролируемый государством китайский автопроизводитель GAC Motor планирует начать в следующем году продажу семиместного внедорожника, работающего на газу, по цене около 40 000 долларов США.

Компания заявила, что вслед за этим автомобилем, получившим название GS8, на рынок будут поступать и другие модели, включая все электрические автомобили.

Китайские автопроизводители пытались проникнуть на рынок США раньше и не смогли – оказались не по плечу жесткие стандарты безопасности США, подвело качество, отсутствие информированности потенциальных потребителей и непродуманные партнерские отношения с импортерами.

«Планы были безнадежно оптимистичными, - сказал Билл Хэмптон, редактор AutoBeat Daily. -.
Но GAC уверен, что сейчас все будет по-другому».

В интервью The Times президент GAC Юй Юн сказал: «Несколько лет назад мы были недостаточно готовы войти на рынок США с нашим уровнем технологий, качества и конкурентоспособности. Но все изменилось: Мы хорошо подготовлены к решению проблем на рынке США».

Дэвид Сарджент, глобальный научный руководитель по вопросам качества J.D. Power, заявил, что это правдоподобное утверждение: «За последние 10 лет качество китайских автомобилей, по мнению китайских потребителей, значительно улучшилось.

GAC - это Гуанчжоуская автомобильная группа. Статистика не однозначна в оценках, но компания, как правило, занимает девятое или десятое место в списке крупнейших автопроизводителей Китая.

Аналитики говорят, что, находясь рядом с концентрацией японских автопромышленников в Южном Китае, GAC с самого начала своей работы был ориентирован на стандарты качества Японии. Является ли это качество достаточно хорошим для рынка США - еще предстоит определить.

Ю Чжан, управляющий директор Automotive Foresight в Шанхае, называет GAC «темной лошадкой» на рынке США с большим потенциалом.

GAC вызвал всплеск интереса к своей продукции на недавнем автосалоне в Детройте, где на первом этаже выставочного зала, впервые для китайской автомобильной компании, было арендовано 2 400 квадратных футов. Это было больше, чем символическое присутствие - было показано шесть автомобилей.

Две высокие, стройные молодые женщины в строгих красных платьях снимали покрывала с нескольких автомобилей GAC, включая электрический концептуальный автомобиль Enverge, который GAC намерен представить на рынке США сразу после его дебюта. Но для этого предстоит изрядно потрудиться.

Во-первых, компания должна создать дилерскую сеть в США. Для этого руководители GAC отправятся в Лас-Вегас, где они займутся решением этого важнейшего вопроса.

Все прекрасно помнят, как в 2005 году красочная рекламная гончая по имени Малкольм Бриклин  объявила о планах по импорту пяти автомобилей китайской Chery Automobile. Но качество было никудышным, слишком мало дилеров повелось на рекламу, инвесторы бросили эту затею, и сделка умерла.

«Выход на рынок США - это как плавание в воде, которая слишком глубока. Мы боимся утонуть», - сказал тогда репортеру Reuters президент Chery Инь Тонгью. «Нам нужно больше времени на подготовку. Технологии и потребительские запросы в США слишком отличаются от наших».

Американские покупатели автомобилей, как правило, лояльны к бренду, и новичкам, особенно из-за рубежа, всегда здесь было трудно. Так, в прошлом году список бестселлеров возглавили Ford, GM и Ram пикапы , вслед за ними разместились Toyota Camry, Nissan Rogue и Honda CR-V.

Японцы и корейцы изо всех сил пытались закрепиться в США, и теперь азиатские бренды имеют 46,3% рынка, а автопроизводителями США - 44,4%. По данным Motor Intelligence, европейские компании составляют 9,3%.

Все отмечают захватывающий рост производства и качества в Китае. Если еще в конце 1990-х годов, объем производства автомобилей составил около 2 миллионов единиц, и почти все они были проданы в Китае, то в настоящее время страна является крупнейшим в мире производителем автомобилей.

По данным LMC Automotive, в 2017 году в Китае было продано 25,4 миллиона легковых автомобилей - подавляющее большинство китайского производства. Для сравнения, в США в прошлом году было продано 17,2 миллиона автомобилей вместе взятых американских, азиатских и европейских производителей.

Поскольку государственные автомобильные компании вступили в совместные предприятия с американскими, европейскими, японскими и корейскими компаниями, производство увеличилось и качество улучшилось.

Между тем, более компактные, более традиционные частные китайские компании, такие как Geely, составляют им весьма ощутимую конкуренцию.