Как увеличение налога с продаж повлияет на рост автомобильного рынка Китая

14.03.2018
Как увеличение налога с продаж  повлияет на рост автомобильного  рынка Китая

Мировые автопроизводители, работающие на крупнейшем в мире китайском рынке, единодушно отмечают, что в 2017 году темпы роста продаж на этом рынке были самыми низкими  за последние двадцать лет.

Это было вызвано, прежде всего, начавшимся в прошлом году поэтапнным сокращением налоговых льгот на продажи автомобилей с небольшим объемом двигателя.

Поэтапное снижение льгот вызвало более значительное, чем ожидалось, замедление темпов роста рынка. Так, китайская ассоциация автомобильных производителей прогнозировала, что продажи автомобилей вырастут в 2017 году примерно на 3,5 процента, но по оценке государственных СМИ Китая реальный рост составил три процента.

Это в полной мере коснулось и ведущих мировых автопроизводителей.

General Motors Co сообщила, что продажи в Китае в прошлом году выросли на 4,4 процента после 7,1-процентного роста в 2016 году, в то время как Ford заявил, что его продажи упали на 6 процентов после 12-процентного роста в 2016 году.

Рост продаж Toyota Motor Corp. замедлился в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Hyundai Motor и Kia Motors также считают, что уменьшение налоговых льгот привело в 2017 году к замедления темпов роста их продаж на китайском рынке. Nissan Motor Co. заявила, что продажи в Китае выросли на 13 процентов в декабре и на 12 процентов на весь 2017 год.

Аналитики мирового автомобильного рынка считают, что эта тенденция сохранится и в 2018  году. Так, Джеймс Чао, глава Азиатско-Тихоокеанского регионального отделения консалтинговой компании  IHS Markit Automotive, заявил: «Начало 2018 года будет слабым - мы прогнозируем в основном еще один год без значительного роста в продажах легковых автомобилей... Большой вопрос заключается в том, будет ли правительство предпринимать меры к стимулированию роста рынка налоговыми льготами. Я считаю, что в этом вопросе рынок Китая ожидает откат до показателей 2000 года».

Ряд других специалистов также обращают внимание на то, что начиная с 2000 года, темпы роста продаж легковых автомобилей в Китае никогда не опускались до трех процентов за год.

Как известно, на протяжении нескольких лет в стране существовала специальная ставка (на уровне пяти процентов) налога с продаж легковых автомобилей  с двигателями объемом до 1,6 литра включительно. Таким образом правительство стимулировало развитие ослабленной экономики страны. В 2017 году ставка была повышена до 7,5 процента, а в 2018 году планируется вернуться к ранее существовавшей ставке в 10 процентов.

Такая ситуация, естественно, не могла не привести к обострению конкуренции, особенно среди производителей автомобилей среднего и высокого класса. Она вынуждает производителей быть более гибкими и оперативнее реагировать на изменения запросов потребителей. Аналитики считают, что более успешно эту задачу решали китайские и некоторые японские бренды.

В частности, в годовом отчете Geely Automobile Holdings говорится  о том, что его чистая прибыль в 2017 году удвоилась по сравнению с предыдущим годом.

Теперь рынок ожидают новые вызовы, связанные с обязательным установлением строгих квот на производство автомобилей,  работающих на новых источниках энергии (NEV). Поскольку установление таких  квот правительство планирует начать уже в 2019 году, мы наблюдали резкий рост активности автопроизводителей в создании новых брендов и в массовой  разработке новых моделей  электромобилей. И в 2018 году эта активность значительно возрастет.

Однако, некоторые специалисты не выражают особого оптимизма в связи с перспективами продаж NEV в Китае.  Так, Робин Чжу, аналитик из гонконгской компании Sanford C. Bernstein, считает, что в Китае электромобили найдут своего покупателя в городах, но массовый потребитель, живущий в сельской местности, еще не скоро станет их приверженцем. Он сказал: «Если каждый автопроизводитель будет обязан выпускать определенное количество NEV, кто знает, кому они будут продавать эти NEV».