Агрессивное наступление Geely на Daimler

17.03.2018
Агрессивное наступление Geely на Daimler

Председатель Geely Ли Шуфу, потратив  7,3 миллиарда евро на приобретение, без малого, десяти процентов акций Daimler, не жалел эпитетов для того, чтобы выразить свое восхищение этой «иконой немецкой промышленности».

Им использовались такие фразы, как «выдающаяся компания», «первоклассное управление» и «честь поддерживать эту уникальную команду»; также было обещано соблюдать устав и структуру правления Даймлера и уважать его ценности и культуру.

Однако, события, связанные с этой сделкой, вряд ли могут свидетельствовать о дружелюбии Ли к немецкой компании. Они также  расцениваются как некий водораздел в развитии Даймлера.

Дело в том, что специалисты рынка рассматривали в качестве  основного претендента на приобретение пакета акций такого солидного игрока, как Даймлер, кого-либо из представителей Селиконовой  долины. И вдруг появляется «этот китайский выскочка»  и неожиданно для всех делает свою игру.

Еще в конце ноября появились сообщения о том, что Даймлер отверг предложение Ли относительно приобретения им небольшого пакета акций - около 5 процентов. Он, видимо, посчитал, что его деловое предложение не было рассмотрено достаточно тщательно, и решил, что неободимо использовать дополнительные рычаги для того, чтобы его восприняли всерьез.

И теперь, имея 9,7 процентов акций  Даймлер и веский голос за столом переговоров акционеров, Ли решил убедиться, что руководство компании во главе с Цетше, прониклось к нему должным уважением. Видимо, с этой целью он прибегнул к скрытой угрозе, заявив, что не планирует каких- либо дополнительных инвестиций в Даймлер.

Ирония ситуации состоит в том, что благодаря Китаю, все три крупнейших немецких премиальных автомобильных бренда за последние семь лет добились рекордных годовых объемов продаж. Многие немецкие автопроизводители высоко оценивают эффективность автократического режима Китая, говоря что «это, как бы, хорошо управляемая компания с одним миллиардом сотрудников, все из которых работают над достижением целей, поставленных их правлением. После того, как решение принято, оно выполняется, обеспечивая желаемые результаты с полной уверенностью в планировании».

Эта огромная зависимость от Китая была подчеркнута недавно, когда Даймлер был вынужден унизительно извиняться за безобидную рекламу Mercedes на Instagram (официально запрещенную в Китае), в которой была цитата из Далай-ламы, духовного лидера Тибета, врага пекинских властей.

Ранее китайские компании старались не поднимать «достаточно политической пыли», чтобы привлечь внимание при организации сделки. Так было  и при приобретении компанией  Dongfeng доли в PSA Group, и когда Geely покупала Volvo, - сделка всегда заключалась при полной поддержке всех вовлеченных сторон.

Но в последние годы ситуация изменилась. Так, ChinaChem, та же компания, которая купила шинного производителя Pirelli, стала хедлайнером мировых СМИ, поглотив в 2016 крупнейшего швейцарского производителя сельхоз химии Syngenta. Эта сделка стоимостью 43 миллиарда долларов США, стала крупнейшей из всех зарубежных сделок, когда-либо заключавшихся китайскими компаниями.

Аналогичным образом, в этом году китайская компания Midea купила производителя роботов KUKA. Начало переговоров по  этой сделке породило в Германии серьезные дебаты  о протекционизме и по времени совпало с резкими нападками  Трампа на  китайскую торговую политику вовремя его избирательной кампании.

Регуляторные органы Китая отреагировали введением более строгих мер контроля над приобретениями, что, согласно данным консалтинговой компании EY, привело в прошлом году к снижению, как по количеству, так и по стоимости, их европейских сделок, слияний и поглощений, объемы которых упали на треть и составили 58 миллиардов долларов.

Последнее приобретение Ли  может свидетельствовать о том, что меры контроля начали ослабевать.  А вот что касается истинных целей этого приобретения и того, каким образом Даймлер может помочь в достижении этих целей, то в этом нет абсолютно никакой ясности.

Daimler явно не нуждается в какой-либо помощи в Китае. Продав в прошлом году на внутреннем рынке страны около 600 000 автомобилей, он достиг годового роста продаж в 26 процентов. Он также является единственным немецким автопроизводителем премиум-класса, который владеет  долей в компании своего местного партнера, он создал и успешно развивает уже второе совместное предприятие по производству аккумуляторных электромобилей под маркой Denza.

Пока ясно только то, что ни BAIC Motor, ни BYD, вероятно, не будут рады приобретению Ли, которое, несомненно, только усилит их внутреннего конкурента.